Умный город под Москвой

Группа компаний «Мортон» в последние годы стала одним из крупнейших застройщиков в России. Специализируясь на создании жилья эконом-класса, девелоперу удалось найти баланс между итоговой стоимостью квадратного метра и современностью жилья, и удачно занять нишу. Практически все дома находятся в ведении управляющих компаний, входящих в «Мортон», а жителям доступна информационная система «Управдом», через которую можно не только познакомиться с соседями, но и провести голосование, оплатить услуги ЖКХ или вызвать мастера. Но все это технологии вчерашнего дня, сегодня «Мортон» нацелился создать по-настоящему «умный город» в рамках крупнейшего микрорайона девелопера — Ильинское-Усово.

В Ильинском-Усово, строительство которого уже началось, будет проживать около 53 тысяч человек. Микрорайон находится недалеко от Москвы по Новорижскому шоссе. Как рассчитывает «Мортон», основными жителями микрорайона размером с небольшой региональный город станут молодые семьи с детьми, средний возраст большинства жителей — до 50 лет. С учетом фокуса на недорогое жилье, это будет крайне требовательная аудитория, которая ориентируется на соотношение цены и качества, не тратит лишних денег, но с удовольствием пользуется современными сервисами и технологиями. Что именно планируется сделать для превращения Ильинского-Усово в город будущего, рассказал Юрий Васильев, вице-президент по международным отношениям и инновациям ГК «Мортон».
Чтобы понять весь масштаб запланированной революции в строительстве, стоит знать простой факт — в микрорайоне Ильинское-Усово будет развернута полноценная беспроводная инфраструктура для работы сенсоров, датчиков и других компонентов интернета вещей, которая заложена уже на стадии проектирования района, а обеспечивать транспортную логистику и доступность будет специально построенная монорельсовая подвесная дорога. Первый километр монорельса уже построен, и до августа будут осуществлены первые испытания с подвижным составом. Но это лишь небольшая часть того, что в «Мортон» считают умным городом.
Юрий Васильев подчеркивает, что умный город для «Мортон» — это не только датчики и счетчики, но и материалы, из которых строится жилье, и транспортное планирование, и интернет, и климатический мониторинг, и многое другое. Применяются технологии интернета вещей уже на этапе разработки территории и подготовки проекта. С помощью беспилотников и специально созданного программного обеспечения за несколько часов создается трехмерная модель здания и прилегающих земель.
Процесс планирования умного города включает в себя и такой компонент как обеспечение мобильности населения внутри района. В Ильинском-Усово помимо сервиса каршеринга планируется запустить прокат самокатов и создать обогреваемые дорожки чтобы увеличить время, в течение которого ими можно будет пользоваться. Этот стартап, к слову, был привлечен «Мортон» по итогам конкурса Generation S, завершившегося в конце прошлого года. Тогда Content Review раскритиковало эту идею, но, как оказалось, возможна реализация, которая делает ее вполне применимой на практике.
Важнейшей частью транспортного планирования Ильинского-Усово стала монорельсовая дорога «Стрела», в которую компания вкладывает существенные деньги. Один лишь километр этой дороги обходится в 12-15 миллионов долларов, а стоимость состава из четырех вагонов – 3 миллиона долларов. Пропускная способность такой транспортной системы – 10 тысяч человек в час, этого должно хватить для доставки активной части населения района до ближайших транспортных узлов, откуда жители смогут добраться до рабочих мест в Москве. Окупить конкретно этот проект «Мортон» рассчитывает за 3-5 лет, что не кажется невыполнимым, да и привлекательность района от наличия такой транспортной инфраструктуры только возрастет.
Помимо транспортной доступности в процессе проектирования закладывается вся инфраструктура для работы сервисов мониторинга и управления, от столбов с умным освещением и метеостанциями до беспроводных сетей, которые станут основой для сбора телеметрических данных с многочисленных датчиков и сенсоров. Наконец, в уже построенных домах в каждой квартире можно будет установить комплекс «умного дома» для управления освещением, отоплением, климатом и даже электроприборами. Коробочное решение SenseHome уже успешно устанавливается по заказу, в него входит до 10 датчиков и сенсоров, центр управления и монтаж. По словам Юрия Васильева, за период работы стартапа в сотрудничестве с «Мортон» удалось сократить стоимость базового набора в несколько раз, и это не предел. Ведь многое зависит от оборудования и его стоимости, а пока нет массового спроса и производства, нет и низких цен. Но уже сейчас стоимость оборудования и монтажа SenseHome доведена до 39 долларов за квадратный метр, это меньше, чем у конкурентов и аналогичных комплексов в странах дальнего зарубежья.
«Мортон» старается обкатать за рубежом все те комплексы, сервисы и технологии, которые планирует использовать в строительстве новых микрорайонов в России. В частности, группа компаний тесно сотрудничает с девелоперами из ОАЭ, где процесс согласования и проектирование в разы быстрее, чем у нас. «Мортон» есть что предложить восточным партнерам. Например, в группу компаний входит производство систем кондиционирования с новой технологией отвода тепла, что делает ее использование энергоэффективнее традиционных сплит-систем. Весь накопленный опыт компания применяет в России. Это сложно, особенно в условиях экономической ситуации и кризиса на рынке жилья, но, возможно, во многом благодаря принципиальной позиции акционеров «Мортон», которые дали карт-бланш на реализацию проекта «Умный город» на базе микрорайона Ильинское-Усово.
«Мортон» ориентирован на эффективные вложения и поэтому не любит, когда стартапы воспринимают ее как источник легких денег. Юрий Васильев сетует на то, что в течение долгого времени его компания участвовала во многих рабочих группах, встречалась с акселлераторами и фондами, но так и не смогла найти толковых проектов. Однако, такие проекты пришли к «Мортон» сами, и на сегодняшний день в рамках «Русского Технического Общества» работает более ста проектов по пяти направлениям. Некоторые из них получат возможность стать частью инфраструктуры Ильинского-Усово, некоторым придется подождать. «Мы поставили себе задачу к концу года показать что-то реальное, работающее, чтобы не быть голословными и машущими концептами. Решили, что надо сконцентрироваться на тех вещах, которые могут быть готовы к сдаче первой очереди Ильинского-Усово», — объясняет Юрий Васильев.
В процессе подготовки к проектированию был изучен весь накопленный в этой области опыт. В Японии и Корее уже есть демонстрационные умные города, построенные техническими гигантами за десятки миллиардов долларов. Но это скорее шоу-румы, чем готовое пространство для жизни, а некоторые сервисы, которые там демонстрируются, востребованы крайне ограниченной аудиторией. Это вполне нормально для центров разработок новых технологий, но совершенно не применимо в коммерческом девелопменте, где каждый вложенный доллар или рубль должен как минимум вернуться, как максимум — принести прибыль. Изучил «Мортон» опыт коллег в Москве и Подмосковье, и если в Азии все стремятся удивить чем-то новым, то здесь интернет вещей и умный город ограничивался скудным набором видеомониторинга и телеметрией инфраструктуры, теми же счетчиками, передающими информацию о потреблении воды и электричества в управляющую компанию.
Создав список из двух десятков сервисов, которые могли бы заинтересовать будущих жильцов дома, «Мортон» провел опрос среди своих существующих и будущих клиентов. Результаты немедленно продемонстрировали, что на самом деле нужно простым жителям.Например, одним из интересных направлений в «Мортон» считают телемедицину. В частности, предлагалось в каждом подъезде установить кресло экспресс-диагностики, а на базе поликлиники в районе создать систему, которая будет аккумулировать данные с этих кресел и персональных мобильных устройств для более точной диагностики обращающихся за помощью пациентов. Опрос показал, что эти сервисы интересуют жителей меньше всего, не исключено, что большинство опрашиваемых и вовсе не поняли, о чем их спрашивали. Зато на первые места попали сеть Wi-Fi на территории микрорайона, информация о климате, чистоте воздуха, загруженности местных предприятий торговли и сервиса, просмотр видео с уличных камер, поиск парковочного места и сервис «где ребенок». Все эти сервисы переместятся в верхнюю часть списка проектов, которые «Мортон» будет реализовывать в новых микрорайонах.
Если представить схему работы умного города в виде многоквартирного дома, то на самых верхних этажах расположатся жильцы, которым будет доступен базовый бесплатный набор сервисов, за которые через некоторое время придется платить. Если сервисы будут им действительно интересны и нужны, то вряд ли от них откажутся. Ближе к первым этажам расположится вся невидимая жильцам инфраструктура, обеспечивающая работу и мониторинг всех систем умного города. В частности, это датчики, следящие за состоянием лифтов, освещением и отоплением подъездов, загруженности парковочного пространства, появлением снежных сугробов или, если в подъезде поселится нерадивый ленивец, куч мусора. А вот в середине дома поселятся многочисленные партнеры, которые будут предлагать сервисы для жильцов с использованием инфраструктуры «Мортон». Набор возможных сервисов ограничен только фантазией партнеров. Например, одно из забавных направлений — доставка покупок из местных магазинов с помощью дронов, которые будут приземляться на мини-площадку, смонтированную на балконе заказчика. Так и представляется, как гул ребятни на детской площадке нарушит мягкое жужжание дрона, а бабули, сидящие у подъезда, будут причитать: «смотри, Никитична, опять шаурма полетела».
Юрий Васильев не скрывает, что у проекта много белых пятен, многое строится на предположениях. Это не удивительно — кейсов, подобных Ильинскому-Усово, когда сам застройщик организует такую сложную систему для коммерческого использования, в России нет, да и за рубежом найти сложно. Но отступать от плана Юрий не планирует: «Мы отступим только в одном случае, если акционер скажет — все, баста, денег совсем нет».
Понимют в «Мортон» и извечную проблему монетизации, когда условно-бесплатные сервисы становятся невостребованными даже при минимальной абонентской плате. «Мы не можем повысить стоимость квадратного метра при продаже, у нас сейчас и так рынок неправильный, перегретый. Все, что мы можем сделать, это сервисы, которые сначала даются бесплатно, а потом переходят на абонентскую плату, когда житель подтверждает: попробовал, мне нравится», — объясняет Юрий Васильев. — «Мортон» работает на таком рынке, что скажи: «ребята, надо еще 500 рублей в месяц платить за дополнительные услуги», они ответят «спасибо, нам это не нужно».
Главная цель «Мортон» — создать площадку, полигон для обкатки и внедрения новейших сервисов, которые могут впоследствии стать неотъемлемой частью всех микрорайонов. Не только «Мортон», но и любого застройщика. Юрий Васильев в течение всей беседы подчеркивал открытость своей компании для сотрудничества не только с технологическими стартапами, но и с коллегами по рынку. Это лишний раз подтверждает, что компании не интересно создавать закрытую экосистему, выставочную витрину, которую впоследствии можно использовать в качестве примера. Все технологии, решения и сервисы, которые будут внедрены в Ильинском-Усово, впоследствии будут реализованы и на других объектах девелопера, как уже построенных, так и находящихся лишь в стадии планирования.

Автор благодарит пресс-службы «Русского Технического Общества» и ГК «Мортон»,
а также компанию Ericsson за помощь в подготовке статьи
// Сергей Половников