Александр Сергиенко, председатель совета КД СО: «Для России достаточно 15 мегаполисов»

Не так давно в Тольятти состоялось годовое собрание Клуба директоров Самарской области, председателем совета которого является Александр Сергиенко. В интервью «ПН» он рассказал о миссии КД СО, поделился мнением о том, где на самом деле стоит искать резидентов для ТОР Тольятти, а также затронул глобальную тему объединения Самары и Тольятти в один мегаполис использования технологий «умного города» (Smart City).

– Александр Витальевич, что явилось предпосылкой создания Клуба директоров Самарской области и какие задачи стоят перед этой организацией?

– Клуб, некоммерческая организация, и появился он в 2012 году как площадка для неформального общения между управленцами выпускниками самарской Международной школы бизнеса. В клуб вошли собственники компаний, директора, ученые, а поскольку МШБ активно участвовала в поддержке программ госуправления – министры регионального правительства и муниципальные чиновники. В последующем, было принято решение о структурировании Клуба и эту инициативу поддержали Председатель Правительства Самарской области Александр Петрович Нефедов и министр экономического развития Александр Владимирович Кобенко. Поскольку для госслужащих существуют определенные ограничения на участие в некоммерческих организациях, наши коллеги-управленцы из муниципалитетов и региональных органов власти получили в Клубе специальный статус, не вступающий в противоречие с законодательством. В настоящее члены Клуба директоров Самарской области (КД СО) – это руководители компаний, владельцы бизнеса, который локализован в Самаре, есть представители Тольятти, Москвы, Казани, ученые, бизнес-консультанты, молодые управленцы.  Консолидация управленческого сообщества на принципах высокого профессионализма и социальной ответственности – миссия Клуба. Поэтому выявление лучших управленческих и экспертных практик, их тиражирование в компаниях работающих в регионе – одна из основных задач КД СО. И здесь, конечно, ключевую роль играет то, что в Клуб входят собственники крупных бизнесов, топ-менеджеры крупных компаний, которые являются носителями опыта, создателями команд с высокими компетенциями. Это настоящие лидеры, капитаны бизнеса: Волгапромгаза, КуйбышевАзота, СМАРТС, Самарского БКК, Прогресса, КбЖД. Есть в Клубе и иностранные участники, представители бизнес-сообществ республики Франция. Если учесть то, что львиная доля членов клуба – это люди имеющие, либо ученые степени, либо степень МВА, то Клуб директоров — это еще и сообщество экспертов, в совокупности могущих быть опорой общества и власти в оценке любых сфер развития и жизнедеятельности нашего региона.

– Годовое собрание Клуба прошло в Тольятти. С чем это связано?

– Мы провели собрание в поддержку нового статуса Тольятти – ТОР (территория опережающего развития). Это очередная мера поддержки федерального центра для снижения уровня моно-зависимости нашего города. О нюансах и выгодах работы на территории Тольятти в новом статусе этой территории и шла речь на годовом собрании Клуба, конечно наряду с уставными вопросами его развития. Собрание прошло в расширенном составе и получило поддержку со стороны областного правительства, губернской Думы и администрации нашего города. Среди выступающих были и министр промышленности области Сергей Безруков с докладом о экономическом состоянии региона, заместитель министра экономического развития Дмитрий Горбунов, мэр Тольятти Сергей Андреев, депутат самарской губернской Думы, заместитель начальника КбЖД Сергей Блохин. Получилось очень интересное общение. В Клубе есть понимание, что тольяттинское крыло Клуба необходимо наращивать, ведь Тольятти, наряду с Самарой – это два крупнейших города региона, два крупных бизнес-сообщества, нуждающихся в поддержке и консолидации. Пользуясь случаем, хочу пригласить тольяттинских бизнес-лидеров к участию в работе Клуба. Связаться с нами можно по телефону: 555-700.

– Какие мероприятия проводит Клуб директоров для поддержки местных компаний и создания новых контактов и деловых связей?

– Клуб проводит выездные сессии на площадках различных компаний. Мы выступаем в качестве экспертного сообщества, приезжая на площадку компании-организатора, знакомимся с бизнес-процессами, управленцами. Встречающая сторона проводит серию презентаций различных управленческих компетенций перед нашими экспертами. Потом выступают оппоненты, на этой почве часто возникают разного рода дискуссии. В итоге компания получает взгляд на ситуацию со стороны, но не просто взгляд, а профессиональные заключения по разным сферам ее деятельности. В результате и руководство, и управленцы пригласившего нас предприятия понимают, что стоит поправлять, а участники выездной сессии берут себе что-то понравившееся из докладов «на заметку». Завязываются новые бизнес-контакты. Это все выступает катализатором для улучшения деятельности компаний-участников процесса.
Еще одна важная деталь — в этих процессах нет никакой финансовой компоненты: приглашающая сторона ничего, кроме чая и кофе и качественных презентаций, не готовит. Не секрет, что диагностика предприятия – сфера платных услуг. В данном случае, члены Клуба получают ее на общественных, можно сказать клубных началах. А советы и рекомендации, которые та или иная компания получает в процессе общения, безусловно полезны и могут быть развиты в дальнейшем в улучшения. Помимо выездных сессий, Клуб проводит расширенные заседания Совета Клуба. Это почти тоже самое что и сессия, только меньшего масштаба. Часто данный инструмент мы применяем при знакомстве с компаниями, менеджеры или владельцы которых выразили желание стать членами Клуба директоров. Это позволяет ближе познакомиться с бизнесом и понять компетенции кандидатов на вступление в Клуб. Практикуем также небольшие презентации на площадках других коммерческих и некоммерческих организаций, где мы рассказываем о Клубе, его миссии и жизнедеятельности. Партнерами Клуба являются многие из общественных и некоммерческих организаций: Деловая Россия, Союз Машиностроителей России и пр.

– Как строится работа внутри Клуба?

– В КД СО есть Совет Клуба, исполнительная дирекция и различные комитеты. Подробно можно ознакомиться на сайте www.director-club.ru. Это структура, которая обеспечивает гибкость и целевые векторы развития сообщества директоров. Например, один из рабочих комитетов Клуба  носит название «Смарт-сити» (Умный город). Его область работы – это концепция управления мегаполисом на основе стандартизированных процессов с широким применением информационных технологий (IT). Эта концепция имеет определенные слои охватывающие и инфраструктуру города, и социальную жизнь, и административную компоненту. А на днях в СМИ появилась информация, что Путину федеральные министерства разработали программу цифровой экономики РФ, в которой предусмотрено создание до 2025 г. порядка 50 «умных» городов. Понятно, что нельзя сегодня вести городское хозяйство так же, как 100 лет назад. Необходимо внедрять лучшие мировые практики, для улучшения жизни горожан, повышения комфорта проживающих в городах. Вместе с тем, количество 50, может быть и излишне, поскольку необходимо  брать во внимание процесс урбанизации, который протекает во всем мире: города укрупняются и будущее – за мегаполисами. Вполне возможно, что для России достаточно 15 мегаполисов, которые будут функционировать и развиваться по концепции «умного города», а остальная территория страны будет вовлечена в хозяйственный оборот с широким применением робототехники и энерго-технологий ориентированных на возобновляемые источники, и все это  под контролем и управлением искусственного интеллекта. Таким образом, процесс агломерации Самары и Тольятти находится в тренде мировых тенденций, и может обеспечить нашему региону новый уровень развития, позволив занять достойное место в будущей линейке мегаполисов России.

– Вы говорите о возможном объединении двух крупнейших городов области?

– Да. И работа в этом направлении вполне осознается на уровне региональной власти. Есть рабочая группа по агломерационному процессу Самары и Тольятти, созданная при региональном министерстве экономического развития. Пока мы находимся на начальном этапе этого процесса. В географии расположения Самары, Тольятти и международного аэропорта Курумоч, есть необходимые предпосылки для дальнейшего развития процесса агломерации. Расстояние между городами небольшое, а до аэропорта – примерно одинаковое. Став единой территорией, мы станем третьим по величине мегаполисом России – после Москвы и Питера. Мы станем лидерами в Поволжье, сможем составить достойную конкуренцию центрам Сибири и Урала: Новосибирску и Екатеринбургу.
А ведь есть еще и сопутствующие факторы в регионе как ТОР, ОЭЗ Тольятти, сеть технопарков региона, все что можно отнести к новационному кластеру, без которого сложно привлечь новые инвестиции и интерес крупного и международного бизнеса. Для применения концепции «умного города» в городах региона уже построена инфраструктура IT, сеть интернет доступна на высоких скоростях. Есть все – осталось только структурировать это в формате лучших практик, и агломерационный процесс Самары и Тольятти даст Поволжью новую неформальную столицу.

– Как вы думаете, сколько времени займет создание такого мегаполиса?

– Многое зависит от федеральной власти, от ее понимания того, что пока мы оберегаем стабильность, как сейчас объявлено, мы форсируем свой проигрыш странам-соседям из-за того, что бездействуем. Они развиваются вдоль границ. Посмотрите на Китай и Европу: там рынки растут, растут и налоговые поступления. Города, развиваясь, привлекают лучшие трудовые ресурсы.  Все направлено на повышение комфорта проживания, удобства административного взаимодействия гражданин-государство. Сегодня в Европе заверить документ (нотариат) можно на почте, в европейской деревне можно получить справки и прочие госуслуги не выезжая в город. Это все IT плюс правильные административные процессы. У нас IT-сети не хуже, даже лучше, но в наших селах нет процессов, МФЦ туда не добрался. А в Европе и Китае есть. IT-дороги России построены, но по ним «мало кто ездит» в формате гражданин-государство.

– Но вы упомянули о рабочей группе губернатора, которая работает над этим процессом.

– Да. Вместе с тем в ней представлено недостаточное количество общественности экспертов. Там есть главы администраций, чиновники, но они и так видятся каждый день. В такой группе должны быть люди, которые будут транслировать мнение населения и технологические новинки, управленческие и процессные практики. Определенную роль может в этом выполнить Клуб директоров и его рабочие комитеты.

– Интересно ваше мнение как человека глобального мышления о работе, которая идет сегодня в Тольятти по наполнению ТОР.

– Администрация Тольятти ведет большую работу, вместе с тем, на мой взгляд, работа требует более широкого вовлечения различных групп — бизнес, социальных. Искать резидентов ТОР внутри города и в России, конечно необходимо, но на все ТОР и ОЭЗ их не хватит. Некоторое количество контрагентов, которые могли бы поддержать наш ТОР, находятся вне России.  Вопрос-  кто будет доносить до них эту информацию? Это крайне важная задача. Кстати, КД СО в минувший четверг провел открытое заседание на базе Стартап-Самара, в нем приняли участие наши французские коллеги. Был представитель правительства Французской республики Филипп Вебер. Он поделился с нами опытом Франции в развитии территорий опережающего развития, и мы познакомили его с новыми статусами которые получил Тольятти. Директор по развитию AltaClub (Израиль) Артем Новосартов рассказал о лучших практиках Израиля по развитию территорий опережающего развития, инновационных стартапов.
Бизнес-сообщества – это важный инструмент для достижения успеха в развитии территорий. Это понимают на Западе, и на Востоке, но пока недостаточно понимают в России. Нам всем над этим необходимо работать. Когда Renault стал акционером АВТОВАЗ, я был во Франции в составе тольяттинской делегации по приглашению премьер-министра республики в рамках программы по снижению монозависимости города. В том числе мы встречались с рядом компаний, которые оказывали поддержку Renault по развитию ее площадок в мире. И французские коллеги, зная о проекте Renault  в Тольятти спрашивали нас: «почему ваши производители автокомпонентов не обращаются к нам за консультациями? Мы готовы и в бесплатном формате с ними общаться. Для работы с Renault необходимо иметь соответствующие процессные и IT интерфейсы, без которых не будет возможна кооперация». Это был консультант Renault, который обучал поставщиков, какие бизнес-процессы надо перенастроить, чтобы заполучить заветный контракт. Так вот, французы «наших» так и не дождались. И драма местных поставщиков именно в этом. Renault не будет никого учить, как с ним следует работать, эти аспекты выполняют соответствующие консультанты и партнеры компании. Это характеризует уровень развития бизнеса. У поставщика должна быть соответствующая IT-система, обученные люди, и тогда он сможет встроиться в процесс глобального производства. В современном менеджменте, одно из ведущих направлений является BPM (бизнес-процесс-менеджмент). Он развивается в мире,  позволяя  компаниям, которые хотят участвовать в международной кооперации при производстве высокотехнологичных товаров, встраиваться в соответствующие цепочки участников при производстве самолетов, роботов и пр., находясь необязательно рядом с основной площадкой. Такие цифровые аспекты развития компаний, накладывают определенные требования к городской среде, в которой или рядом с которой эти компании работают. Города и территории, которые хотят быть успешными и благополучными, должны совершенствовать и развивать свой цифровой профиль, мы должны учиться внедрять новые стандарты и жить по ним, и тогда сможем достигнуть многого.

Автор: Наталья Каратеева, газета «Понедельник».