Александр СЕРГИЕНКО: по следам ПМЭФ (панельная дискуссия о мегаполисах, как основе экономики будущего)

В рамках работы Санкт-Петербургского экономического форума обсуждали, каким должен быть современный мегаполис. Этой теме была посвящена панельная сессия «Экономика 1000 городов». Главными спикерами стали первый вице-премьер Игорь Шувалов, глава Минстроя Михаил Мень и другие. Разбирались в чем секрет экономических успехов быстрорастущих городов? Могут ли города стать центрами новой индустриализации? Какова сегодняшняя повестка городских лидеров? Подробнее: http://www.vestifinance.ru/videos/34304
Основные тезисы сессии прокомментировал Александр Сергиенко, курирующий работу комитета Smart City в Клубе директоров Самарской области и являющийся председателем Совета Клуба:

Обзор для тех, кто не готов посмотреть весь ролик. Плюсом – небольшие комментарии по сути. Состоявшаяся панельная дискуссия показалась мне несколько плоской, поскольку по умыслу ли или по недомыслию, на ней не были затронуты аспекты, которые прямо влияют на конкурентоспособность будущих мега-городов. Об этом чуть позже, но в итоге получилась такая фэнтези-дискуссия в приложении к России, в части возможной национальной конструкции для ответов на новые вызовы.

Что обратило на себя внимание?

  1. Большинство выступающих зарубежных участников являются представителями национальных Советов по развитию конкуренции (США, Индия, Франция). От РФ в дискуссии участвовали чиновники (Кудрин и его КГИ – не в счет). Посмотрел в Сети — в России такие Советы как бы есть при главах регионов, но в федеральном масштабе эта функция не сконцентрирована в общественном каком-либо органе, предполагаю, что сильно рассредоточена между разными министерствами и представителями Президента: ФАС и пр.
  2. Кратко о будущем и текущем опыте со стороны иностранцев
    Франция (город Бордо). В настоящее время, Бордо одна из метрополий Франции с численностью порядка 1 млн. человек. Это оптимальное, по мнению французов количество для мегаполиса и городов будущего, и наращивать его они не хотят. По мнению французов, главные аспекты которые позволяют Бордо лидировать и составлять конкуренцию другим мегаполисам это:
    — наличие университета
    — отличная транспортная инфраструктура (ЖД-обвязка, аэропорт)
    — качественное медицинское обслуживание
    — эксклюзив — эта метрополия производит знаменитые вина и развивает авиастроительный кластер Франции Индия. С ее населением, страна планирует, что в среднесрочной перспективе появится до 600 мегаполисов с численностью 1 млн. человек. Локация этих мегаполисов будет как и сейчас – пойма рек. Ключевым аспектом успеха индусы считают развитие качественной транспортной инфраструктуры для свободного перемещения людей и товаров внутри мегаполиса, а также качественная медицинское обслуживание, что пока не реализовано в Индии. Привел в пример развитие одного из штатов страны, где 9 городов дают 90% ВВП.
  3. Со стороны РФ выступили Кудрин (КГИ), Мень (министр по ЖКХ), представитель Агентства по кредитованию и Шувалов.
    Собственно, о городах будущего и близко к этой теме вещал только Кудрин. Понравилось то, что хоть и осторожно, но сказал о том, что вызовы – глобальны и требуют глобальных изменений в России, без расшифровки. Сильно размахнулся, озвучив цель в РФ  — 15-20 мегаполисов.  Для начала, правда, обозначил целыми территориями в Зауралье (Екатеринбург, Новосибирск…) в Поволжье (Нижний Новгород, Казань, Самара) и столичный регион (Москва, Питер). Для появления таких мегаполисов нужна скоростная транспортная система, чтобы между частями мегаполиса можно было добраться максимум за час. Обмолвился о господдержке и особом режиме для таких городов, без которой не появится ничего… Что Москва и Питер совокупно дают 25% ВВП России и это лучше по концентрации, чем в США и Европе, хотя после этих городов дальше ничего особого нет. Далее, сделав странный вывод о том, что в РФ это хорошее распределение (не согласен с ним, поскольку норма, это когда в каждом федеральном округе есть хотя бы один мегаполис, плюсом к столице, а не столица и «пустыня» вокруг),
    Мень говорил о жизненном цикле дома и необходимости его учета при проектировании строений, о необходимости развития территорий с малоэтажной застройкой в пику высотным зданиям, о том, что 80 млн.кв. метров – ежегодный объем сдаваемого жилья, что внутри сегменты надо балансировать.
    Представитель Агентства по кредитованию похвалил Шувалова и произнес много умных слов, сформулировав в итоге то, что успех мегагородов – это успех в конкуренции за лучшие человеческие ресурсы, за что в итоге получил похвалу от модератора дискуссии (американец).
    Шувалов, сослался на Путина и его гениальное предвидение, похвалил Кудрина и его КГИ, «лягнув» на последок в части того, что не верит в мысль роли госрегулирования, которое якобы позволит появиться в РФ мегаполисам (ответ на тезис Кудрина о необходимости создания спецрежима для появления мегаполисов в РФ), указав что его (Шувалова) уверенность в их появлении связана исключительно с верой в яркие команды и ярких мэров, которые смогут вытащить страну из болота (интересно, он в курсе как и что делалось последние годы на всех уровнях власти, чтобы яркие мэры и команды не появились, а те которые нарождались – были задушены?) Вторым фактором успешности назвал готовность городов РФ вступить в международную конкуренцию и привел в пример Москву и ее передового мэра. Немного пнул всех остальных мэров РФ обратив внимание на то, что занятие городским пространством – это не значит сажать деревья и ремонтировать фасады, мол цифровизацию в основном в РФ не понимают муниципалы. А она, цифровизация, конечно же требует и иного облика города, основы этой будущей экономики.

В общем, за час участники достаточно бегло поговорили о верхушке айсберга, пробежавшись «галопом по европам». Нехарактерно, что для такого высокого уровня, совсем выпали из спектра обсуждения некоторые важные аспекты для успешности России в развитии глобальной конкуренции, боевыми единицами которой, становятся национальные мегаполисы.

  1. Никто из официальных лиц России не прокомментировал плачевное состояние медицины в РФ и перспективы ее улучшения, как ключевого фактора в конкурентоспособности мегаполиса, о чем говорили представители Индии и Франции
  2. Первый зампред Правительства никак не пояснил, как его вера в ярких будущих мэров и их команды должна быть реализована на практике? Известно, что структура государственного управления в РФ это скорей тормоз, нежели драйвер развития городов будущего. В итоге ключевой аспект развития городов будущего в РФ в устах зампредправительства «повис в воздухе»
  3. Ничего не прозвучало о предпосылках появления городов-будущего. А они достаточно классические и понятные. Ведь невозможно прыгнуть в будущее без подготовки его в настоящем. А это настоящее также должно быть конкурентоспособно, либо должна быть возможность резко эту конкурентоспособность повысить, о чем осторожно намекнул Кудрин (кардинальные перемены для соответствия будущему). За скобками осталось сегодняшнее настоящее России, с ее судебной системой (защита инвестиций), уровнем развития системы здравоохранения и образования, правоохранительной системой, системой инноваций и ее столицей Сколково, одиноко маячащей на бескрайней территории РФ, и многое-многое другое, что стремительно превращает практические аспекты развития мегаполисов за рубежом, в теорию без практики в условиях РФ.

К сожалению, никто из выступавших не добрался до системы управления мегаполисами, основой которой является концепция Smart City. Этот термин вообще не звучал на дискуссии. Наиболее профильный человек, от которого это следовало бы услышать – это российский министр ЖКХ Мень, но его рассуждения, к сожаелнию, остались в начальном этапе этой концепции – Smart Home. Видимо такое открытие как существование «жизненного цикла объекта/системы», и возможность его применения в строительстве, затмило все остальные горизонты.
Позитивом стало то, что на федеральном уровне наконец-таки озаботились тем, что кроме столицы Москвы и культурной столицы – Санкт-Петербурга, есть еще 90% населения, неструктурированного в эффективные агломерации. Успешность же этого понимания, его дальнейшая трансформация в реальность, будет зависеть от того, какой путь выберет правительство и кого привлечет в союзники в сложном креативном процессе формирования новых компетенций и качественного улучшения территорий для их развития. Как в любой оптимально работающей системе, должна быть организована качественная обратная связь и система оценки исполнения. То, что сейчас разрабатывается в КГИ у Кудрина, должно получить региональный вариант кастомизации для того, чтобы теория стала руководством к действию. Но, для запуска всех этих процессов в России, нужна политическая воля Президента, воля на изменения, которые вытеснят ключевые элементы сегодняшнего порядка дел. Без этого  — успешная мировая практика останется для России лишь красивой теорией, каковой сейчас является концепция Smart City.