Агломерация как проект

В начале февраля команда сотрудников коммерческой практики Института «Стрелка» посетила ряд городов, которые функционально связаны с Самарой или Тольятти и могут потенциально входить в Самарско-Тольяттинскую агломерацию. Участник поездки Куба Снопек, архитектор, преподаватель МГИМО и студии «Идеальное место» поделился своим пониманием агломерационных процессов и рассказал, какие преимущества дает объединение городов.

— Куба, что объединяет города, которые вы посетили?

— Мы были в Самаре, Тольятти, Сызрани, Чапаевске, Новокубышевске и еще нескольких городах, расположенных на Волге, вокруг национального парка «Самарская лука». Все эти города очень разные, каждый имеет собственную идентичность. Люди, живущие в них, прежде всего, чувствуют себя жителями своего города. При их этом с соседними городами агломерации их связывают семейные узы, работа, учеба, деловые контакты. А объединяет всех Волга, ее культурный и рекреационный потенциал.

— Есть много подходов к понятию «агломерация». Какое определение тебе ближе?

— Агломерация — это, по определению, просто скопление населенных пунктов, когда растущие каждый сам по себе города в какой-то момент становятся одним организмом. Очевидный пример — Москва и небольшие города вокруг, которые функционально с ней связаны. В случае Самарско-Тольяттинской агломерации речь идет о конурбации — таком типе агломерации, в котором больше одного центра.

— Какие преимущества получают города, объединяясь в агломерацию?

— Сейчас постоянно говорят, что XXI век — век городов. Конкуренция между городами в глобальном масштабе действительно существует. Чтобы города были сильнее, иногда им нужно просто объединиться. Те же Тольятти и Самара, которые находятся очень близко друг от друга, выиграют, если перестанут конкурировать друг с другом и начнут действовать как один городской организм. В Европе это вполне довольно очевидная практика: если города находятся недалеко и дублируют некоторые функции, им выгодно соединиться в агломерацию или конурбацию, как это сделали, к примеру, Роттердам, Амстердам и Гаага или другая известная конурбация — Копенгаген-Мальме. Очень удобно, если между двумя центрами конурбации располагается аэропорт. Расположение аэропорта Курумоч посередине между Самарой и Тольятти очень выигрышно с этой точки зрения.

— При таком подходе агломерация становится проектом, над которым нужно вполне сознательно работать?

— На мой взгляд, агломерация как проект — это работа над повышением эффективности большого городского организма: управления, использования пространства, ликвидации дублирования функций, разделения ролей и т.д. Эти связи и систему управления ими можно и нужно спроектировать. И это длинная работа.

— Усиление функциональных связей в рамках агломерации должно сопровождаться серьезными изменениями в финансовых процессах. В России локальный субъект отдает очень много доходов в федеральный бюджет, а обратно получает непропорционально мало. В такой ситуации у тебя очень мало возможностей создавать эти связи, строить дороги, развивать образование, организовывать рабочие места для жителей соседних городов.

— Я думаю, что в российском контексте, который очень сильно отличается от европейского, нужно придумать инструмент, как это делать. Это одно из существенных решений, которое нужно принять, потому что действительно в России все зависит от федерального бюджета гораздо сильнее, чем в любом европейском государстве.

— Получается, что успешная реализация проекта по усилению функциональных связей между соседними городами по факту переносится на федеральный уровень, потому что затрагивает федеральное законодательство?

— К сожалению, да.

— Ты думаешь, это реально?

— Я думаю, это реально, и я думаю, что это необходимо. Если два города, расположенных
близко друг к другу, будут развиваться без какой-либо управляемой связи и конкурировать друг с другом, это не приведет ни к чему хорошему.

— Что, на твой взгляд, можно сделать уже сегодня, чтобы усилить функциональные связи между городами Самарско-Тольяттинской агломерации?

— Вообще, формирование агломерации и системы управления ею — это очень длительный процесс, как в России, так и на Западе. Но уже сейчас можно и нужно начинать работать над созданием цельного видения ее развития: выявить потенциал, определить основные направления экономического развития (например, наметить курс на снижение доли традиционной тяжелой промышленности и рост новых отраслей, например, туризма) и так далее. На мой взгляд, очень важно, чтобы с самого начала над целостным видением будущего агломерации вместе работали все заинтересованные стороны — так, как будто эта агломерация уже в полной мере существует.

Источник