Умный город Сонгдо в Южной Корее

Улицы города Сонгдо в Южной Корее выглядят пустынными. Город будущего готов лишь наполовину. Но здесь уже живут 22 тыс. человек, а еще 5 тыс. должны присоединиться к ним к концу этого года.
В 2015 году, после завершения строительства, 6 км2 города Сонгдо заселят 65 тыс. человек. Это будут обитатели самого умного города в мире, что обозначает вовсе не уровень их IQ, а уровень технологий, встроенных в дороги, парки и здания Сонгдо.


Этот умный город-новостройка — масштабный и чрезвычайно амбициозный проект. Он возводится на искусственном острове примерно в 56 км к западу от столицы Южной Кореи. Предполагается, что Сонгдо станет образчиком того, как в обозримом будущем смогут выглядеть Сеул, а также будущие мегаполисы и даже существующие европейские города.
Человечеству потребуется много новых умных городов. ООН прогнозирует, что к 2050 году городское население составит 70 % от всего населения Земли, то есть 6,4 из 9,2 млрд. Уже сейчас в городах живет половина нынешних 7 млрд. Появление еще 3 млрд обитателей в тех городах, которые уже есть, приведет к предельному напряжению их возможностей.
Возможное решение, как считают создатели Сонгдо, может состоять в том, чтобы строить интеллектуальные города. Под «интеллектуальным» подразумевается такой город, который способен правильно реагировать на своих обитателей и среду вне и внутри себя.
Сонгдо, основанный в 2000 году, является самым большим частным проектом в недвижимости — его текущая стоимость составляет 35 млрд долларов. Большая часть денег была вложена Gale International, американской частной компанией, занимающейся недвижимостью, и инвестиционным банком Morgan Stanley.
Частично эти деньги вкладываются в создание «Интернета вещей», чтобы с помощью Интернета связать между собой не только людей, но и объекты, например, автомобили и дома. В ходе строительства города компания Cisco подключила к Сети каждый квадратный дюйм, внедрив сенсоры в городские дороги, улицы и строения. Каждый датчик отправляет непрерывный поток данных в центральный узел управления. Этот узел будет собирать и анализировать данные о состоянии зданий, дорог и ситуации на дорогах, температуре снаружи и внутри, потребности в энергии.
Джон Чамберс (John Chambers), глава Cisco, говорит, что они строят город, который будет «питаться информацией», причем центральный узел управления будет играть роль «спинного мозга». Например, уличные камеры будут отслеживать количество пешеходов на тротуаре. Чтобы снизить расходы на эксплуатацию, освещение можно будет приглушить на пустых улицах и сделать ярче на людных. Можно будет отслеживать участки дорожного полотна и инженерных сооружений, где следует ожидать повреждений, тем самым избегая возникновения пробок и сужений дорог из-за масштабных дорожных работ.
Более того, для предотвращения сложностей с дорожным трафиком к номерным знакам автомобилей прикрепят RFID-метки (метки радиочастотной идентификации) — крошечные интегральные схемы, снабженные миниатюрными антеннами, настроенными на определенную частоту. Пассивным RFID-меткам не нужен встроенный источник питания. Электроток, индуцированный в антенне электромагнитным сигналом от считывателя, даст чипу в метке возможность сработать и передать ответный сигнал.
Всё это занимает меньше секунды, и поскольку отслеживаются все автомобили в городе, возникает полная картина текущего состояния дорожного движения. Это позволяет узлу регулировать продолжительность сигналов светофоров, организовывать объезды и выдавать ранние предупреждения. Даже светофоры в Сонгдо высокотехнологичны — лампы накаливания в них заменят светодиоды, расходующие в 100 раз меньшую мощность, чем лампы обыкновенных светофоров.
С такой сетью, говорит Чамберс, Cisco как компания перешла от роли «водопроводчика», предлагающего базовое оборудование для передачи данных через Интернет, к роли «платформы для инноваций».
Но больше всего внимания обитателей города будет сосредоточено на видеоэкранах «телеприсутствия». Такие экраны со временем будут установлены в каждом доме, офисе и даже в уличных кабинках, чтобы люди могли делать видеозвонки, когда им это понадобится.
Технологии, пронизывающие Сонгдо, — лишь часть его облика. Цель умного города — достичь невозможного: создать нечто искусственное (город) и одновременно настолько самодостаточное, что оно будет лишь в малой степени воздействовать на окружающую среду.
Чтобы удовлетворить текущие потребности людей, нужно очень много воды. Обитатель американского города в среднем использует 250-300л воды в день. В Нидерландах эта цифра вдвое ниже. Однако воды на Земле всё равно не так много, как требуется ее населению. Появление нового города только усугубит эту проблему. Но продуманное озеленение, ливневые накопители и очистка «серой воды» (стоков из раковин, посудомоечных и стиральных машин) позволят добиться использования системами ирригации Сонгдо в 10 раз меньшего количества чистой воды, чем в обычном городе. Растительность на крышах уменьшит ливневые стоки и поможет борьбе с эффектом «теплового острова», который генерирует любой город: растения поглощают солнечное тепло и используют его для фотосинтеза, охлаждая окружающий воздух.
Интереснее всего то, что в этом городе не будут собирать мусорные баки. И влажный, и сухой мусор удаляется централизованной пневматической системой сбора, так что на улицах не будет грузовиков с мусором.
Но что делает город по-настоящему умным? Профессор Марк Дикин (Mark Deakin), глава Центра стабильности городов в Эдинбургском университете им. Непера (Великобритания), объясняет, что это оценивается на многих уровнях. «Вы не можете просто провозгласить какой-то город «умным», оценивая его по внешнему виду, — отмечает Дикин. — Я не знаю, заметите ли вы, что находитесь в умном городе. Не уверен, воскликнете ли вы, войдя в него: «О, вот это — умный город», — или же процесс осознания будет постепенным».
«Энергосистема (для умного города) должна быть двунаправленной: от поставщика к потребителю и наоборот, чтобы энергия использовалась разумно». И как раз это надеются организовать проектировщики Сонгдо — «умную сеть», которая даст энергетическим компаниям обратную связь с домами и офисами. Таким образом, энергетики будут знать, сколько и на что тратится электроэнергия, — работает ли посудомоечная машина, чайник или освещение. Каждое из перечисленных устройств имеет свою энергетическую «подпись», которую могут уловить «умные системы», подключенные к энергосети. Плодом такой обратной связи станет эффективная энергосеть, которая может приспособиться к изменяющемуся спросу.
А что в будущем? Можно ли Лондон или Париж сделать умными го-родами? «В Европе много городов — Амстердам, Барселона, Мальмё, Стокгольм, — в которых начинает развиваться партнерство и совместные предприятия с горожанами, что делает эти города «умнее», — замечает Дикин. — В некотором смысле, обновление старых городов подобно стоматологии — вы должны удалить сгнившие части зуба. До определенной степени это возможно, но главный вопрос в том, вызвано ли обновление социальными причинами или же ведется ради технологии как таковой».
Стэн Гейл (Stan Gale), председатель Gale International, имеет свой взгляд на то, как будут развиваться умные города. В его грандиозные планы входит создание 20 новых городов в Китае и Индии, для которых Сонгдо станет образцом. И закон Мура, согласно которому производительность компьютерных систем растет по экспоненте, обещает нам, что «с каждым годом всё будет делаться быстрее, лучше и дешевле».

Автор: Чарлз Артур (Charles Arthur) — редактор отдела технологий газеты The Guardian
Источник: журнал «BBC Наука в фокусе»